Сайт педагога дополнительного образования Войтовой Эрики Николаевны

Новости

  • 15
    января
    2018
    Эссе

    Я - педагог

    Педагогика - одна из самых древних человеческих наук. На самом раннем этапе развития, как только человек взял в руки камень и создал из него первое орудие труда, он тут же столкнулся с необходимостью передать свои умения потомкам. Пожалуй, священный смысл учительской профессии люди понимали уже тогда. Ведь неслучайно во многих культурах обязанности учителя возлагались на жрецов, библиотеки располагались в храмах, а школы устраивали при монастырях. Уже в Древней Греции обучением занимались вольнонаемные лица - учителя. В первом веке нашей эры римский сенат постановил выдать зарплату первому «штатному» учителю ораторов - Марку Фабию Квинтилиану, что свидетельствует о появлении учительской профессии. Само слово "педагогика" пришло к нам из древнегреческого языка, и дословно оно переводится как "искусство воспитания".

    Каждое государство, любая общественная система признавали необходимость обучения и воспитания, в соответствии со своими представлениями нацеливая людей, которые занимались этой деятельностью. Но из всех видов учительской деятельности, пожалуй, самая ответственная работа - это воспитание самых маленьких детей. Воспитатели в детском саду - это первые взрослые, с которыми малыши сталкиваются, выходя за пределы родного дома в такой сложный и непонятный взрослый мир. И от того, насколько чутким, знающим, опытным и любящим будет воспитатель, во многом зависит будущее ребенка, его развитие, его личностные качества.

    Я часто думаю о том, каким должен быть настоящий педагог. Прежде всего он должен любить детей, ведь все начинается с любви. Любовь к ребенку - это, по словам В. Сухомлинского, «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Речь идет о мудрой, доброй и требовательной любви, той любви, которая учит жить. Именно поэтому я горжусь своей профессией. Горжусь тем, что посвятила свою жизнь такому важному и нужному людям делу.

    Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать свое время. Миссия педагога - это не только его собственные интересы, мотивы, планы. Он является посредником между детьми и системой идей, традициями, культурой своего народа и человечества. Его обязанность - воспитывать достойных людей, способных приумножать достижения человеческой цивилизации. Важную роль в этом играют личностные качества педагога, его чувствительность к другому человеку, гуманность в помыслах и действиях. Но это не снижает актуальности такой его черты, как требовательность. Всепрощение, беспринципность, снисходительность к ученикам, потакание их слабостям, равнодушие к их негативным качествам наносят большой вред воспитанию личности.

    Вера в человека - вот что, по моему мнению, служит источником вдохновения для настоящего педагога. Воспитатель должен быть оптимистом, глубоко верить в силы и возможности детей, видеть лучшее, что им присуще, и "проектировать хорошее", как говорил Макаренко.

    Обязательной нормой в отношении воспитателя к детям является справедливость. Любые проявления несправедливости со стороны педагога ранят детские души, возмущают детей и наносят непоправимый вред делу обучения и воспитания.

    Кроме того, для педагога важен эмоциональный настрой. Все неприятности нашей жизни, все негативные эмоции, обиды, расстройства, плохое настроение педагог должен оставлять за дверью детского сада. Это неимоверно трудно, но тому, кто справится с этой задачей, наградой будут счастливые детские глаза. Это не значит, что он должен сдерживать гнев на воспитанника, который его заслужил. Но умный и чуткий педагог всегда сможет выразить свой гнев так, чтобы не перейти черту, дать ребенку понять, в чем именно он был не прав и как сделать так, чтобы заслужить одобрение мудрого взрослого человека.

    Педагог - главная фигура образовательного процесса. Его личный пример - мощный фактор воспитательного воздействия. Воспитатель воспитывает не только словом, но и всеми качествами своей личности. Дети, говорил Лев Толстой, занимаются примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и умными наставлениями. Особенно малыши, которые копируют воспитателя на каждом шагу. Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский «золотым правилом»науки воспитания считал тезис: «Учителю надо быть таким, каким он хочет видеть своих воспитанников».

    В создании авторитета воспитателя важны такие черты личности, как эрудиция, глубокие профессиональные знания, справедливость, толерантность, доброе отношение к людям, принципиальность, человечность, единство слова и дела, высокое чувство ответственности. Учебно-воспитательная работа требует от воспитателя организаторских умений. Педагог имеет дело с детским коллективом, деятельность которого необходимо направлять. Это же касается его взаимодействия с каждым ребенком. Поэтому эффективность педагогического процесса зависит от правильной организации труда учителя, его умения объединить и сплотить группу.

    Еще одной важной характеристикой деятельности воспитателя является его языковая культура. Язык - важнейшее средство общения воспитателя с детьми, главный инструмент педагогического труда. Важными в речи педагога является постановка голоса, его тон. Одно и то же слово можно сказать так, что оно прозвучит уверенно или нерешительно, приятно или неприятно. «Я стал настоящим мастером только тогда, - отмечал выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко, - когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов на лице, в фигуре и в голосе». С детьми нужно говорить так, чтобы они чувствовали в языке педагога его волю, душу, культуру.

    Хороший воспитатель - это прежде всего хороший человек. Ведь положительные качества педагога составляют основу его авторитета - признание воспитанниками его интеллектуальной и нравственной силы. А отсюда и преклонение перед учителем, и вера в него, и память о нем - на всю жизнь. Авторитетный педагог - настоящий обладатель мыслей и чувств своих воспитанников.

    Кто бы что ни говорил об этом сейчас, как бы мы ни относились к этому периоду нашей истории, но именно в советские годы к моральному облику учителя предъявлялись самые суровые требования. Именно в эти годы были заложены лучшие традиции нашего учительства. И, пожалуй, самые яркие образы педагогов были созданы именно в советской литературе и советском кинематографе. Мой любимый фильм - "Доживем до понедельника", где свою лучшую роль - учителя истории Мельникова - сыграл гениальный советский актер Вячеслав Тихонов. В этом фильме подростки писали сочинение на тему "Что такое счастье",и один из них ответил на этот вопрос так: счастье - это когда тебя понимают. Так ребенок озвучил свою главную проблему - непонимание со стороны взрослых, нежелание относиться к нему как к равному, к личности, достойной уважения. Настоящий педагог, я думаю, должен сполна обладать этим даром - даром понимания.